Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В 2016-2017 учебном году государственная итоговая аттестация проводилась для 9229 выпускников IX классов и 4269 выпускников XI (XII) классов общеобразовательных организаций в соответствии с нормативными правовыми, распорядительными документами федерального и регионального уровней.
Результаты проведения государственной итоговой аттестации для выпускников IX классов общеобразовательных организаций Рязанской области в 2017 году
Особенностью текущего учебного года являлось то, что основанием для получения аттестата об основном общем образовании было успешное прохождение ГИА-9 не только по русскому языку и математике, но и по предметам по выбору. Результаты, полученные выпускниками по четырем сдаваемым предметам, влияли на получение аттестата и на выставление оценок в аттестат.
Выпускные экзамены для 8517 девятиклассников проводились в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, и 702 участников в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ-9) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Девять выпускников выбрали совмещённую форму ГИА (ОГЭ и ГВЭ-9).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов (далее – ОВЗ), освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию было сокращено до двух обязательных экзаменов. ГВЭ-9 проводилась в автоматизированной форме, включающей автоматизированное распределение участников и работников в ППЭ по аудиториям, а также автоматизированную обработку бланков ответов участников.
Общее руководство по организации и проведению ГИА-9 осуществляла государственная экзаменационная комиссия Рязанской области (далее – ГЭК).
Для проведения ГИА-9 был утвержден состав членов и уполномоченных представителей ГЭК, руководителей пунктов проведения экзаменов, ответственных за получение экзаменационных материалов, предметных и конфликтных комиссий и подкомиссий, специалистов по физике, технических специалистов, региональных инспекторов.
Для всех лиц, задействованных в организации и проведении ГИА-9, проведено обучение.
В соответствии с утвержденным планом - графиком внесения сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования(далее - РИС), в 2016-2017 учебном году была своевременно организована работа по заполнению РИС информацией о пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ), распределении в ППЭ обучающихся и работников, задействованных в проведении экзаменов.
Для проведения ГИА-9 в 2017 году увеличено количество ППЭ на 4 (в связи с увеличением количества девятиклассников). Для повышения объективности проведения и прозрачности увеличен охват ППЭ видеонаблюдением. При этом в два раза возросло количество муниципальных образований с использованием видеозаписи во время выпускных экзаменов для девятиклассников. В 2018 году для повышения объективности планируется увеличение количества пунктов с видеонаблюдением.
В 2017 году перед началом каждого экзамена ППЭ были проверены уполномоченными представителями ГЭК на готовность с составлением соответствующих актов.
В течение двух последних лет ОГЭ по иностранному языку организован с использованием программного обеспечения, разработанного специалистами нашего региона. Письменная и устная части экзамена проходили в один день. Раздел «Говорение» проводился на компьютерах с использованием гарнитуры. Проверку устных ответов осуществляли территориальные предметные подкомиссии, которые обеспечивались файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов участников.
Уделялось особое внимание информированию обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА-9, а также ознакомлению обучающихся с результатами ГИА-9 по всем учебным предметам.
За Порядком проведения ГИА-9 в ППЭ наблюдали общественные наблюдатели, получившие соответствующую аккредитацию.
Процедура проведения ГИА-9 освещалась в средствах массовой информации.
В ОГЭ принимали участие учащиеся с ОВЗ. Для них в соответствии с медицинскими показаниями были созданы необходимые условия.
В досрочный период, который проходил на территории Рязанской области с 20 апреля по 6 мая, успешно сдали экзамены в форме ОГЭ 5 выпускников. Кроме того, в период со 2 по 13 марта 2017 г. в ГВЭ-9 участвовал досрочно освобождаемый осужденный.
В основные сроки ГИА-9 в ОГЭ по математике приняли участие 8 517 участников, по русскому языку – 8 521. ГВЭ по математике сдавали 707 участников, по русскому языку – 704.
С целью обеспечения прав участников ГИА-9 работали территориальные конфликтные подкомиссии. Апелляций по процедуре проведения экзаменов не было.
Во время проведения выпускных экзаменов в 2017 году зафиксированы случаи нарушения Порядка проведения ГИА-9: выявлено использование сотовых телефонов и шпаргалок у 14 участников ГИА-9. Им по решению ГЭК аннулированы результаты с правом пересдачи в сентябре. По фактам нарушения Порядка ГИА-9 проведены служебные расследования и приняты соответствующие меры.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку
ОГЭ по русскому языку в основной период сдавали 91,4% от общего количества выпускников.
Качество знаний по русскому языку в 2017 году понизилось на 5,6% по сравнению с прошлым годом. Процент учащихся, получивших отличный результат в 2017 году понизился на 10,0%. Доля, получивших неудовлетворительные результаты за ОГЭ по русскому языку, осталась на уровне 2016 года.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по математике
Доля участников ГИА в форме ОГЭ по математике в 2017 году составила 91,35% от общего количества выпускников.
В 2017 году высокое качество знаний показали на 10% меньше выпускников, принимавших участие в ОГЭ по математике, чем в 2016 году. Неудовлетворительный результат получили на 1,7% больше выпускников, чем в 2016 году.
Анализ результатов предметов ОГЭ по выбору
По результатам выбора экзаменов в форме ОГЭ девятиклассниками, зарегистрированными в РИС, определен следующий рейтинг предметов:
обществознание, география, биология, информатика и ИКТ, физика, химия, английский язык, история, литература, французский язык, немецкий язык.
Средняя оценка по всем предметам по выбору, за исключением немецкого языка, повысилась. При этом качество знаний по всем предметам по выбору увеличилось, кроме немецкого языка.
Анализ результатов ГИА-9 у победителей и призеров регионального этапа всероссийских олимпиад школьников
На территории Рязанской области в 2016-2017 учебном году при проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (далее – олимпиада);
- 8 девятиклассников стали победителями олимпиады по биологии, физике, экологии, физической культуре, ОБЖ, литературе, технологии, русскому языку;
- 15 девятиклассников стали призерами олимпиады по математике, обществознанию, литературе, физической культуре, ОБЖ, экологии, биологии, технологии, астрономии, истории.
При этом 2 учащихся являются победителями и призерами сразу в двух олимпиадах. 10 учащихся проходили государственную итоговую аттестацию по учебному предмету, по которому стали победителями или призерами олимпиады (математика-4 человека, обществознание - 1 человек, биология – 2 человека, русский язык -1человек, физика – 1 чел., история – 1 чел.).
Анализ результатов ГИА-9 у победителей, призеров олимпиад показал, что 13 человек получили отличные результаты по всем сдаваемым предметам, 7 человек - большую часть отличных результатов, 2 человека имеют по две «5» и «4» соответственно, 1 человек имеет преимущественно удовлетворительные результаты (данный учащийся является призёром олимпиады по физической культуре).
Результаты экзаменов ГИА-9 десяти учащихся с учетом выбора олимпиады по биологии, физике, математике, истории, обществознанию, русскому языку, показали, что девятиклассники получили отличный результат, но не максимальный балл.
Государственный выпускной экзамен
В 2017 году на территории Рязанской области количество участников ГВЭ, увеличилось на 0,6 % от общего количества девятиклассников. Большую часть из них составляют дети-инвалиды и дети с ОВЗ. Кроме того, в ГВЭ участвуют выпускники учреждений УФСИН.
Помимо обязательных для сдачи предметов участники ГВЭ в 2017 году на территории Рязанской области выбирали для сдачи обществознание, биологию, историю, химию.
Самый большой процент участников ГВЭ в Кораблинском районе, г. Сасово, Кадомском районе.
Для учащихся с ОВЗ в соответствии с медицинскими показаниями были созданы все необходимые условия.
Улучшилась средняя оценка по региону по математике и русскому языку. По сравнению с 2016 годом в 2017 году произошел рост качества знаний по данным предметам.
Результаты ГИА-9 учитываются при поступлении в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Процедура отбора в указанные классы регламентируется Постановлением министерства образования Рязанской области от 22.05.2014 г. № 7 «Об установлении случаев и Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Рязанской области и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».
В 2017 году аттестат об основном общем образовании с отличием получили на 0,4% выпускников меньше, чем в 2016 году.
В 2017 году количество девятиклассников, не получивших аттестат об основном общем образовании, увеличилось на 2,3 %. В дополнительный (сентябрьский) период ГИА-9 они планируют принять участие.
Единый государственный экзамен
Выпускные экзамены в 11 (12) классах общеобразовательных организаций являются массовым и социально значимым мероприятием. Вопросы организации и проведения выпускных экзаменов находятся под особым контролем Губернатора и Правительства Рязанской области.
Для обеспечения четкой организационной работы в период подготовки к проведению ГИА в 2017 году создана межведомственная рабочая группа, включающая представителей центральных органов исполнительной власти, структуры и подразделения Рязанской области. Подобные межведомственные группы сформированы в каждом муниципалитете региона.
Организационно-территориальная схема ГИА-11 в Рязанской области определила места регистрации на сдачу экзаменов, зоны ответственности различных структур, задействованных в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации, особенности организации выпускных экзаменов в регионе.
Деятельность центральных органов исполнительной власти координировалась постановлением Правительства Рязанской области «О проведении единого государственного экзамена на территории Рязанской области».
Всю работу по организации и проведению выпускных экзаменов обеспечивала государственная экзаменационная комиссия Рязанской области, созданная на базе регионального министерства образования, при участии муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО), образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
Сформированы составы региональных предметных и конфликтной комиссий, определены руководители и работники пунктов проведения экзаменов. Для всех категорий лиц, задействованных в проведении ГИА-11, организовано соответствующее обучение. Эксперты предметных комиссий прошли квалификационные испытания с использованием дистанционной системы «Эксперт-ЕГЭ». Каждому присвоен статус, позволяющий участвовать в проверке экзаменационных работ.
Всего в организации проведения экзаменов было задействовано более 2000 человек.
В 2017 году сформирован 31 ППЭ ЕГЭ в 17-и муниципальных образованиях, в том числе 2 ППЭ ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом 100% аудиторий ППЭ ЕГЭ работали в режиме онлайн-трансляции. В ППЭ на дому для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями велась офлайн-видеозапись. Следует отметить, что доля охвата онлайн-видеонаблюдением ППЭ ЕГЭ по России – 93%.
Также онлайн-видеонаблюдение было установлено в помещениях Регионального центра обработки информации и в аудиториях для работы региональных предметных и конфликтной комиссий. Как и в прошлом году, для обеспечения непрерывной работы видеокамер во время проведения экзамена в каждом ППЭ на каждом экзамене дежурили технические сотрудники Ростелекома.
Каждый ППЭ был оборудован стационарным металлодетектором. При этом для оптимизации входа в ППЭ сотрудники УМВД России по Рязанской области имели при себе ручные металлодетекторы.
Пятый год параллельно с металлодетекторами при проведении выпускных экзаменов в Рязанской области используются средства подавления сигналов сотовой связи. В 2017 году для предотвращения использования участниками ЕГЭ сотовых телефонов каждый ППЭ ЕГЭ был оснащен средствами подавления сигналов сотовой связи. Все блокираторы связи прошли обязательную сертификацию.
Для обеспечения информационной безопасности, минимизации доступа к экзаменационным материалам (далее – ЭМ) их доставка в пункты проведения ЕГЭ осуществлялась с помощью регионального отделения ФГУП «Главный центр специальной связи».
В регионе увеличено до 51,7% количество ППЭ с использованием новых технологических решений – печать контрольных измерительных материалов в аудиториях и сканирование экзаменационных материалов в штабе (2016 г. – 5 ППЭ, 2017 г. – 15 ППЭ). Такая технология проведения ЕГЭ позволила значительно сократить время обработки экзаменационных материалов и усилить информационную безопасность. Впервые в Клепиковском районе использовалась система видеонаблюдения с использованием инновационного CCTV-решения, которое дало возможность выводить картинку со всех программно-аппаратных комплексов, установленных в школе, на один компьютер, находящийся в штабе наблюдения.
Ежегодно выпускники общеобразовательных организаций Рязанской области, которые являются детьми–инвалидами, инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, принимают участие в ЕГЭ. В 2017 году таких участников было 50 человек. Для них обеспечены необходимые материально-технические условия при организации ППЭ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья.
На всех экзаменах было организовано дежурство медицинских работников и представителей правоохранительных органов.
Традиционно министерство образования Рязанской области уделяет особое внимание повышению информированности граждан об организации ЕГЭ. Организованы муниципальные, общешкольные и классные собрания, на которых родители выпускников были ознакомлены с Порядком проведения ГИА-11 под роспись. Кроме того, в рамках реализации проекта «Видеоконференция для родителей» в режиме онлайн родителям давались разъяснения по актуальным вопросам проведения выпускных экзаменов. Регион принял участие во Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», которая проводилась с целью повышения информированности родителей школьников об особенностях экзаменационных процедур. Также в конце июня прошла акция «Доступный ЕГЭ», организованная региональным министерством образования и Российским союзом молодёжи. Цель акции - показать, что задания ЕГЭ на самом деле может решить каждый, кто учился в школе. Все, кто принимал участие в данной акции, пришли к выводу, что при каждодневной подготовке (в том числе и самостоятельной) ЕГЭ на высокий балл по силам сдать каждому выпускнику.
Рязанская область приняла участие во Всероссийской акции «100 баллов для победы», посвященной подготовке выпускников к успешной сдаче ЕГЭ-2017, проведены встречи учащихся 10 и 11 классов с выпускниками прошлых лет, которые смогли получить 100 баллов за экзамены по биологии и географии.
В рамках подготовки к проведению ЕГЭ были организованы встречи с выпускниками прошлых лет, которые планировали поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. В.Ф. Маргелова, Абитуриентам военного института разъяснили особенности процедуры сдачи ЕГЭ, обратили внимание на необходимость соблюдения установленного порядка проведения экзаменов.
Активно работали телефоны «горячей линии». Актуальная информация размещалась на сайтах различных структур.
Осуществлялось активное сотрудничество с федеральными, областными, муниципальными теле- и радиокомпаниями, СМИ.
Организована психологическая подготовка выпускников, их родителей и учителей к проведению ГИА.
По окончании ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, обществознанию активистами Российского движения школьников проводились социологические опросы. По их результатам можно сделать вывод, что основная часть школьников не боялась идти на экзамен, половина опрошенных признала сложными задания по обществознанию (по русскому языку таких всего 18%), организация ЕГЭ получила высокую оценку.
Во всех ППЭ присутствовали общественные наблюдатели, которые до проведения экзаменов пошли соответствующее обучение для того, чтобы каждый из них узнал о своих правах, обязанностях, а самое главное – ответственности. Важно отметить, что активное участие в работе общественных наблюдателей принимали представители регионального отделения Российского союза молодежи, Российского союза спасателей, студенты из Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Это молодые люди, которые сами недавно прошли через процедуру ЕГЭ и заинтересованы в ее честности и открытости.
На подготовительном этапе проведена большая организационно-технологическая работа по формированию и ведению РИС и взаимодействию с федеральной базой данных.
В 2017 году ЕГЭ в Рязанской области проходил по 14 общеобразовательным предметам.
Распределение интересов участников ЕГЭ к сдаче предметов по выбору в Рязанской области соответствует общероссийским тенденциям. Как и в предыдущие годы, наиболее популярными предметами были обществознание, физика, биология, история.
Уже третий год ЕГЭ по иностранным языкам проходил с разделом «Говорение». При этом сдача письменного и устного экзаменов была организована в два отдельных дня. Максимальное количество баллов за письменную часть - 80, за устную — 20. Устный экзамен является добровольным. Все пункты проведения ЕГЭ по иностранным языкам с устной частью в регионе были оснащены необходимым оборудованием. Члены ГЭК обеспечены квалифицированными сертификатами электронной подписи (шифрования).
В соответствии с расписанием ГИА-11, утвержденным приказом Минобрнауки России, досрочный период экзаменов проходил в Рязанской области с 23 марта по 14 апреля 2017 года. Общее количество участников ЕГЭ в досрочный период составило 110 человек.
ЕГЭ в основной период (с 29 мая по 01 июля) в нашем регионе был организован для 4712 человек
Участники ЕГЭ и ГВЭ узнавали свои результаты по месту подачи заявления на сдачу экзаменов под личную подпись. Кроме того, с результатами ЕГЭ и образами бланков своей работы можно было ознакомиться на сайте министерства образования Рязанской области с помощью модуля «Электронная школа» автоматизированной информационной системы «Электронная школа Рязанской области» (http://education.ryazangov.ru), на официальном информационном портале единого государственного экзамена в разделе «Результаты ЕГЭ» (http://check.ege.edu.ru/).
Основные показатели анализа результатов ЕГЭ:
- средний балл по предмету;
- доля выпускников, получивших баллы ниже установленной Рособрнадзором минимальной границы;
- количество стобалльников и участников ЕГЭ, получивших за экзаменационную работу более 80 баллов;
- отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на
1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ.
В 2017 году средний балл ЕГЭ по русскому языку у выпускников текущего года по сравнению с собственным прошлогодним показателем понизился на 1,7. По математике профильного уровня средний балл повысился на 1,4. По математике базового уровня средний балл и средняя оценка повысились на 0,6 и 0,1 соответственно.
В 2017 году по отношению к собственным показателям прошлого года количество выпускников, не набравших минимального количества баллов по русскому языку, математике базовой и профильной, уменьшилось.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается повышение среднего балла по всем предметам, кроме информатики и ИКТ, географии и литературы. Самое существенное повышение среднего балла по области отмечается по немецкому языку, французскому языку и истории.
В ходе проведенного анализа результатов ЕГЭ-2017 среди выпускников текущего года в регионе установлен рейтинг по среднему баллу общеобразовательных предметов. Данный рейтинг продемонстрировал, что последние места в нем занимают такие предметы, как математика (профильный уровень), физика, биология.
В 2017 году процент выпускников, получивших баллы ниже установленной Рособрнадзором минимальной границы, по сравнению с собственными результатами 2016 года повысился по химии информатике и ИКТ или литературе. По остальным предметам по выбору данный показатель стал ниже.
Стобалльные результаты по русскому языку, математике (профильный уровень), истории, литературе, химии, английскому языку и обществознанию в регионе получили 29 выпускников (25 – из г. Рязани, по одному из Ермишинского, Клепиковского и Кораблинского районов, г. Сасово). При этом два выпускника получили 100 баллов сразу по двум предметам. Это Ижевская Александра Владимировна из МОУ «Пустотинская средняя школа» Кораблинского района (обществознание и литература) и Кутузова Юлия Александровна из МБОУ «Школа № 43» г. Рязани (русский язык и литература).
В 2017 году доля участников ЕГЭ, получивших 100 баллов, составила 0,7%.
Важно отметить, что многие выпускники, получившие стобалльные результаты, являются победителями и призерами олимпиад и конкурсов различных уровней. Среди стобалльников 16 выпускников получили аттестаты с отличием, 7 награждены знаком Губернатора Рязанской области «Медаль «За особые успехи в учении».
Максимальные баллы выпускников Рязанской области по другим предметам:
Самый высокий процент участников ЕГЭ, получивших за экзаменационную работу более 80 баллов, по французскому языку – 71,4%, английскому языку – 45,8%, по немецкому языку – 45,5%, по русскому языку – 30,4 %, по информатике и ИКТ – 11,6%, по химии – 11,2%.
Если рассматривать показатель «отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10 % школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ», то следует отметить незначительное улучшение данного показателя по русскому языку. По математике профильного уровня в 2017 году вышеуказанный показатель снизился на 0,31 по сравнению с 2016 годом.
Государственный выпускной экзамен
В 2017 году ГВЭ по русскому языку сдавал 91 выпускник XI (XII) классов общеобразовательных организаций Рязанской области. Из них 29 участников принадлежат к категории детей с ограниченными возможностями здоровья из общеобразовательных школ, 62 выпускника учреждений УФСИН.
Для успешного проведения ГВЭ был организовано 16 ППЭ, из них 11 – в общеобразовательных организациях, 5 – на дому. В ППЭ созданы все необходимые условия, учитывающие индивидуальные особенности и состояние здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2017 году на ГВЭ по русскому языку и математике по сравнению с прошлым годом уменьшился процент «5» и «4», доля «3» увеличилась.
Экзамены в форме ГВЭ прошли организованно, с соблюдением нормативных правовых документов и инструкций федерального и регионального уровней. Жалоб и обращений при проведении выпускных экзаменов не поступало.
Конфликтная комиссия Рязанской области
С целью обеспечения прав экзаменуемых, проходивших государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования в досрочный и основной периоды проведения ГИА, работала конфликтная комиссия Рязанской области.
За время проведения экзаменов апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА в конфликтную комиссию не поступало.
Следует отметить, что, как и в 2016 году, наблюдается тенденция снижения количества апелляций. Сократилось количество поданных апелляций по литературе, географии, русскому языку, обществознанию, физике и химии.
Как и в прошлом году, прием апелляций о несогласии с выставленными баллами в 2017 году осуществлялся через места подачи заявлений на сдачу экзаменов в форме ЕГЭ и ГВЭ. Обучающиеся подавали апелляции в организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми они были допущены в установленном порядке к ГИА, выпускники прошлых лет – в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ. Должностными лицами, ответственными за прием апелляций, апелляционные заявления экзаменуемых доставлялись непосредственно в конфликтную комиссию, где в соответствии со сроками, указанными в приказах министерства образования Рязанской области, и было организованно рассмотрение апелляций. В текущем году нарушений сроков подачи апелляций в конфликтную комиссию не зафиксировано.
В Рязанской области 0,6% выпускников 11 (12) классов общеобразовательных организаций из 8 муниципальных образований не получили аттестаты о среднем общем образовании.
По информации МОУО, основная часть выпускников, получивших справки, будет принимать участие в ЕГЭ в дополнительный период в сентябре.
Результаты контрольно-надзорной деятельности управления надзора и контроля в период проведения ГИА-2017
В 2017 году управлением надзора и контроля министерства образования Рязанской области с целью усиления контроля за организацией и проведением ЕГЭ разработана дорожная карта контроля, мероприятиями которой были охвачены все аспекты деятельности министерства образования Рязанской области по подготовке и проведению ГИА, а также участники образовательных отношений, включая не только представителей педагогической общественности, но и родителей (законных представителей) обучающихся и выпускников.
С целью контроля готовности систем видеонаблюдения, аудиторий с печатью КИМ в пунктах проведения экзаменов 100% ППЭ, расположенных на территории Рязанской области, Региональный центр обработки информации перед началом экзаменационного периода были проверены комиссиями, состоящими из членов ГЭК, сотрудников министерства образования, специалистов управления надзора и контроля. По результатам проверки готовности нарушений не выявлено.
В адрес руководителей муниципальных органов управления образования, руководителей общеобразовательных организаций, на базе которых созданы ППЭ, в целях принятия мер предупредительного характера, направленных на недопущение физическими и юридическими лицами требований законодательства РФ об образовании, управлением надзора и контроля перед началом экзаменационного периода подготовлено информационное письмо «Об ответственности за нарушение установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Различные аспекты, касающиеся соблюдения Порядка проведения ГИА, освещались специалистами управления надзора и контроля на совещаниях со специалистами МОУО, руководителями ППЭ, членами ГЭК.
При управлении надзора и контроля министерства образования Рязанской области активно действовал ситуационный центр (далее - Центр), целью которого являлось выявление, пресечение и профилактика нарушений Порядка проведения ГИА. Нормативная и инструктивно - методическая база, касающаяся организации деятельности Центра, приведена в соответствие с действующим законодательством об образовании.
Работниками Центра в 2017 году осуществлено онлайн - наблюдение за ходом проведения ЕГЭ в 100% ППЭ, расположенных на территории Рязанской области, в досрочный и основной периоды проведения ГИА. Кроме того, сотрудники регионального управления надзора и контроля анализировали информацию с портала видеонаблюдения «Смотри ЕГЭ. ру» в онлайн режиме, а также записи видеонаблюдения с ППЭ после проведения экзаменов.
Специалистами управления надзора и контроля осуществлялся постоянный контроль за соблюдением информационной безопасности проведения ЕГЭ, условий хранения экзаменационных материалов и документов в ППЭ, РЦОИ, а также за деятельностью верификаторов РЦОИ, членов предметных комиссий при проверке заданий с развернутым ответом.
Под особым контролем во время проведения ГИА находились выпускники, попавшие в «зоны риска», определенные Рособрнадзором:
-получившие по итоговому сочинению «зачет» по всем критериям;
-получившие «незачет» в целом по сочинению и «незачет» по критерию «грамотность»;
-получившие неудовлетворительные результаты по одному из обязательных предметов в основной день и пересдавшие экзамен с повышением на 30 тестовых балла и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине);
-получившие менее 30 % баллов (от общего количества баллов за работу) за часть с кратким ответом и более 70 % баллов за часть с развернутым ответом;
-получившие по русскому языку более 80 баллов и имеющие «незачет» по сочинению;
-получившие по русскому языку более 90 баллов и имеющие «незачет» по критерию «грамотность» за итоговое сочинение;
-внесшие от 5 правильных ответов в поле бланка № 1 «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом» по одному или нескольким учебным предметам;
-завершившие экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившие в резервный день от 80 до 100 баллов;
-сменившие образовательную организацию в течение последних двух лет обучения и получившие от 90 до 100 баллов;
-сменившие образовательную организацию после написания итогового сочинения;
-сдававшие экзамены в пунктах проведения экзаменов или отдельных аудиториях «офлайн» и получивших от 80 до 100 баллов;
-имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции по результатам ЕГЭ;
-не преодолевшие «минимальный порог» по математике базового уровня и получившие по математике профильного уровня более 80 баллов.
В настоящее время сотрудниками управления надзора и контроля проводится аналитическая работа по результатам сдачи ЕГЭ участниками «зон риска».
Специалисты управления надзора и контроля в ходе проведения ЕГЭ провели ряд служебных расследований по ситуациям, возникающим в период проведения ГИА и касающимся соблюдения прав обучающихся. По выявленным фактам нарушений приняты соответствующие меры.
Постоянно осуществлялось взаимодействие специалистов управления надзора и контроля со специалистами Рособрнадзора.
Награждение выпускников XI (XII) классов общеобразовательных организаций медалью «За особые успехи в учении» и Знаком Губернатора Рязанской области в 2017 году
В 2017 году медалями «За особые успехи в учении» награждены 617 выпускников муниципальных и областных образовательных организаций, что составляет 14,5% от общего числа выпускников школ Рязанской области.
Медалисты нашего региона сдавали экзамены по 13 общеобразовательным предметам. Кроме русского языка и математики самыми выбираемыми предметами у медалистов в регионе стали обществознание (52,8%), физика (35,3%), биология (22,8%), химия (21,0%).
По 7 предметам сдавали экзамен 0,3% медалистов, по 6 – 7,0%, по 5 – 31,4%, по 4 – 46,9%, по 3 – 13,9%, по 2 – 0,5%.
Результаты ниже среднеобластного балла ЕГЭ по русскому языку получили 60 медалистов (9,7 %), по математике профильного уровня - 73 (11, 8%), по физике – 72 (11,7%), по химии – 29 (4,7%), по биологии – 18 (2,9%), по английскому языку – 20 (3,2%), по обществознанию – 23 (3,7%), по истории – 9 (1,5%), по литературе – 7 (1,1%).
Стоит особо отметить, что в 2017 году 58 медалистов являются призерами и победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2016 году – 54 человека), что составляет 9,4% от общего количества медалистов в регионе.
В 2017 году Знак Губернатора Рязанской области «Медаль «За особые успехи в учении» вручен 246 выпускникам, имеющим полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, которые изучались на уровне среднего общего образования, и набравшим при прохождении ГИА в форме ЕГЭ: по обязательным предметам («Математика профильного уровня» и «Русский язык») средний арифметический балл не ниже 5 и «Русский язык» не ниже 85 баллов
Особенностью текущего учебного года являлось то, что основанием для получения аттестата об основном общем образовании было успешное прохождение ГИА-9 не только по русскому языку и математике, но и по предметам по выбору. Результаты, полученные выпускниками по четырем сдаваемым предметам, влияли на получение аттестата и на выставление оценок в аттестат.
Выпускные экзамены для 8517 девятиклассников проводились в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, и 702 участников в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ-9) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Девять выпускников выбрали совмещённую форму ГИА (ОГЭ и ГВЭ-9).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов (далее – ОВЗ), освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию было сокращено до двух обязательных экзаменов. ГВЭ-9 проводилась в автоматизированной форме, включающей автоматизированное распределение участников и работников в ППЭ по аудиториям, а также автоматизированную обработку бланков ответов участников.
Общее руководство по организации и проведению ГИА-9 осуществляла государственная экзаменационная комиссия Рязанской области (далее – ГЭК).
Для проведения ГИА-9 был утвержден состав членов и уполномоченных представителей ГЭК, руководителей пунктов проведения экзаменов, ответственных за получение экзаменационных материалов, предметных и конфликтных комиссий и подкомиссий, специалистов по физике, технических специалистов, региональных инспекторов.
Для всех лиц, задействованных в организации и проведении ГИА-9, проведено обучение.
В соответствии с утвержденным планом - графиком внесения сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования(далее - РИС), в 2016-2017 учебном году была своевременно организована работа по заполнению РИС информацией о пунктах проведения экзаменов (далее - ППЭ), распределении в ППЭ обучающихся и работников, задействованных в проведении экзаменов.
Для проведения ГИА-9 в 2017 году увеличено количество ППЭ на 4 (в связи с увеличением количества девятиклассников). Для повышения объективности проведения и прозрачности увеличен охват ППЭ видеонаблюдением. При этом в два раза возросло количество муниципальных образований с использованием видеозаписи во время выпускных экзаменов для девятиклассников. В 2018 году для повышения объективности планируется увеличение количества пунктов с видеонаблюдением.
В 2017 году перед началом каждого экзамена ППЭ были проверены уполномоченными представителями ГЭК на готовность с составлением соответствующих актов.
В течение двух последних лет ОГЭ по иностранному языку организован с использованием программного обеспечения, разработанного специалистами нашего региона. Письменная и устная части экзамена проходили в один день. Раздел «Говорение» проводился на компьютерах с использованием гарнитуры. Проверку устных ответов осуществляли территориальные предметные подкомиссии, которые обеспечивались файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов участников.
Уделялось особое внимание информированию обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА-9, а также ознакомлению обучающихся с результатами ГИА-9 по всем учебным предметам.
За Порядком проведения ГИА-9 в ППЭ наблюдали общественные наблюдатели, получившие соответствующую аккредитацию.
Процедура проведения ГИА-9 освещалась в средствах массовой информации.
В ОГЭ принимали участие учащиеся с ОВЗ. Для них в соответствии с медицинскими показаниями были созданы необходимые условия.
В досрочный период, который проходил на территории Рязанской области с 20 апреля по 6 мая, успешно сдали экзамены в форме ОГЭ 5 выпускников. Кроме того, в период со 2 по 13 марта 2017 г. в ГВЭ-9 участвовал досрочно освобождаемый осужденный.
В основные сроки ГИА-9 в ОГЭ по математике приняли участие 8 517 участников, по русскому языку – 8 521. ГВЭ по математике сдавали 707 участников, по русскому языку – 704.
С целью обеспечения прав участников ГИА-9 работали территориальные конфликтные подкомиссии. Апелляций по процедуре проведения экзаменов не было.
Во время проведения выпускных экзаменов в 2017 году зафиксированы случаи нарушения Порядка проведения ГИА-9: выявлено использование сотовых телефонов и шпаргалок у 14 участников ГИА-9. Им по решению ГЭК аннулированы результаты с правом пересдачи в сентябре. По фактам нарушения Порядка ГИА-9 проведены служебные расследования и приняты соответствующие меры.