Основные направления работы отдела опеки и попечительства:
Уважаемые кандидаты в усыновители, опекуны (попечители)!
Федеральным законом от 30.11.2011 года № 351- ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также представления документа о прохождении такой подготовки лиц. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 года .
В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не прошедшие подготовку в установленном порядке (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей), не могут быть усыновителями, а также не могут быть назначены опекунами (попечителями).
К близким родственникам, согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации, относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать), братьями и сестрами.
На основании статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства.
Профилактика сиротства
Основной функцией органа опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.
Социальное сиротство - это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего района можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:
Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто - неблагополучному окружению, или убегают из семьи.
Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.
В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, среди них:
Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.
В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, т.е. от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. Важное значение в решении проблем семьи имеет своевременность выявления ситуации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
В соответствии с этим законом, специалисты отдела опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства.
С целью проведения профилактической работы специалисты опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.
Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства поступает из различных источников. Основная доля таких сообщений поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты отдел опеки и попечительства незамедлительно ее проверяют. В случае подтверждения информации семья ставится на учет. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье.
С целью усиления работы по раннему выявлению неблагополучных семей, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся заседания, посвященные раннему выявлению семей данной категории. Для участия в таких мероприятиях приглашаются представители органов образования и здравоохранения района. В ходе проведения мероприятий особое внимание уделяется именно раннему выявлению семей с детьми в трудной жизненной ситуации.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано ООиП и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье.
Памятка для опекунов по сдаче ежегодных отчетов
ПАМЯТКА ДЛЯ ОПЕКУНА, ПОПЕЧИТЕЛЯ, ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЯ ПО СДАЧЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИМУЩЕСТВА ПОДОПЕЧНОГО И ОБ УПРАВЛЕНИИ ТАКИМ ИМУЩЕСТВОМ
Уважаемые опекуны, попечители, приемные родители!
Не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, Вы обязаны представить в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Отчет опекуна (попечителя) должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
При установлении факта использования опекуном (попечителем) имущества подопечного в личных интересах (использования опеки в корыстных целях) органы опеки и попечительства отстраняют опекуна (попечителя) от опекунских обязанностей и передают материал прокурору. Одновременно должен быть предъявлен иск о возмещении использованного им имущества.
Отчет не принимается, если:
Обращение к родителям
Наши дети
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Ребенка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нем личность. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не надо его обвинять в этом, а спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица (ст.ст. 127, 146, 153 СК РФ). Не существует законодательного ограничения по старости.
Усыновитель или семья усыновителей на момент усыновления должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.
Не существует законодательных ограничений на усыновление людьми, способными родить и /или имеющих детей, родных и /или усыновленных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно превышать, как правило, 8 человек. (Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье Утверждены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 423).
На сегодняшний день нет законодательных требований к образованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.
Кандидаты в усыновители должны иметь медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации по форме № 164/у-96 (документ действителен в течение 6 месяцев); Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), утвержден постановлением Правительства РФ от 01. 05.1996 г. №542 (ст.127 СК РФ).
Норматив жилого помещения законодательно не прописан, но условия для проживания ребенка должны быть созданы надлежащие( возможность организовать отдельное спальное место, места для занятий, игр).
Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: - причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; - сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"( Добровольная опека) . Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.(ст.148 СК РФ)- с согласия органа опеки и попечительства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1008 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04.04.2019 №397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.03.2015 №249 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 28.12.2012 № 1688 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19.05.2009 N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 г. №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.02.2013 N 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.04.2011 № 249 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОТДЫХА И (ИЛИ) ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04.04.2019 №397
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.02.2015 №101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423»
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 18 июня 2009 г. N 212 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 2009 г. N 432»
Надежда родилась в августе 1999 года.
Характер: Общительный, спокойный. Имеет спортивные наклонности, увлекается вольной борьбой. Любит заниматься рукоделием. исполнительная, доброжелательная.
Алена родилась в сентябре 2000 года.
Характер: Доброжелательный, ответственный, отзывчивый. Имеет спортивные наклонности, увлекается вольной борьбой.
Богдан родился в марте 2000 года.
Характер: Общительный, доброжелательный, артистичный. Активно участвует в художественной самодеятельности.
Владимир родился в октябре 2000 года.
Характер: Самостоятельный, независимый, трудолюбивый, стремится к лидерству.
13 марта 2014 года в Управлении образования и молодёжной политики муниципального образования – Ряжский муниципальный район состоялось собрание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым были предоставлены квартиры в новом 48-квартирном доме по ул.Высотной. На собрание были приглашены представители всех коммунальных служб, на котором обсуждались вопросы оформления необходимых документов и оплаты коммунальных услуг.
Каждый ребёнок имеет право на воспитание в семье, особую заботу, помощь и здоровое развитие. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в приёмной семье, чем в детском учреждении. Семейные формы устройства ребёнка довольно разнообразны: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья. Решение взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей – не лёгкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием самых разных обстоятельств. Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку или желание дать лишённому родительской ласки ребёнку семью. В любом случае, это решение достойно уважения.
Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребёнка в родительском тепле и заботе. Однако многие принимающие родители недостаточно владеют необходимыми знаниями для создания новой семьи. В этом помогает «Школа приёмных родителей». Цель школы - помочь освоить необходимые знания в области воспитания, ухода и защиты ребёнка. Эти знания, как показал многолетний опыт, помогут справиться с трудностями приёма, стать компетентным опекуном (усыновителем, приёмным родителем), воспитать ребёнка, чья история жизни омрачена потерями и неблагополучием.
Если Вы любите детей, верите, что человек способен изменить жизнь хотя бы одного ребёнка, взяв его на воспитание в свою семью, приходите к нам в Управление образования и молодёжной политики МО – Ряжский муниципальный район по адресу: г.Ряжск, ул.Советская, д.12 кабинет №3, тел.: (49132)2-27-48.
Специалист I категории по опеке и попечительству
Управления образования и МП
Мускатина Н.В.